Зависимость из детства = наркозависимость?

Зависимость из детства = наркозависимость?

Все плоды взрослой жизни вырастают из корней раннего детства человека. С самого раннего возраста для полноценного развития человеку необходим социум, и ближайшее, самое важное окружение – родители. Именно они создают ту благоприятную психологическую среду, где созревает полноценная личность. Зависимое поведение формируется еще в детстве, когда родители транслируют определенную модель поведения, которая влияет на психику ребенка.

Это может случиться, если родители впадают в одну из крайностей – либо опека, доведенная до назойливости, либо жесткий надзор, лишающий ребенка внешней свободы и независимости. Учитывая то, что многие дети воспитываются поколением, где  психологическая грамотность была ниже азбучного уровня, в наши дни людей цельных, психически зрелых очень немного.

Ребенок может не перенять зависимое поведение, когда видит близкого человека, который сам открыт чувствам, с кем безопасно и спокойно. И сталкиваясь в жизни со сложными, новыми ситуациями – учится находить силы и решительность внутри себя, а не сбегать от реальности, пробуя психотропные вещества.

Когда рядом с ребенком нет взрослого, зрелого человека, с кем ему безопасно, надежно и комфортно, он начинает искать привязанность и опору в других внешних вещах. К примеру, детдомовские дети растут с огромным дефицитом внимания, без ласки и родительской нежности, поэтому они замещают эту потребность сосанием подушек, раскачиванием, мастурбацией, ранним проявлениям сексуальных отношений. К сожалению, иногда подобные проявления находят свое место и благополучной с виду, полноценной семье.

После четырех лет у ребенка начинают проявляться некоторые личностные особенности, которые ведут к зависимостям. Например: неспособность понимать свои чувства и проявлять их здоровым образом, зависимость от мнения окружения, поиск похвалы, желание заставить окружающих фокусировать внимание на своей персоне любыми методами. Такие дети не видят границ, и не умеют отстаивать свои территории. Им кажется, что их желания и потребности мизерные и неважные, поэтому они не стараются их осознавать и проявлять. Так же у них неразвита эмпатия – способность сопереживать другим и понимать их чувства. Они и сами не ждут понимания и помощи, сочувствия и поддержки, чувствуют себя одинокими и брошенными.

Взрослея, такие дети часто попадают в зависимость от компьютеров, телефонов и планшетов. Это не обычное пристрастие к компьютерным играм или социальным сетям. В данном случае маленький человек отрывается от внешнего мира и его проявлений: общение с социумом, спорт, игры, прогулки, участие в мероприятиях и т.д. он погружается в виртуальную реальность, только в ней он чувствует себя комфортно и

Дальше у таких детей с тягой к виртуальной зависимости, в период взросления, может добавиться пристрастие к новым ощущениям, и, к сожалению, в наше время ребенок находит эти ощущения в алкоголе, наркотиках, асоциальном поведении. А из этого порочного круга уже очень тяжело выйти ребенку даже при посторонней, квалифицированной помощи.

Если родители не сменят тактику воспитания, не обратят внимание на определенные «звоночки», то вытащить ребенка из круга зависимости будет очень сложно. Важно принимать тщательное и обдуманное участие в жизни ребенка, проявить к нему заботу и ласку, искреннее внимание и заинтересованность его внутреннем миром.

Обращаясь к началу статьи, вывод очевиден – вся благодатная почва для формирования зависимости закладывается в детстве и здесь важно наставничество ответственного и внимательного взрослого, который будет надежной опорой. Тогда у ребенка будут закладываться психологически здоровые привычки, твердость характера и умение противостоять трудностям, без употребления допинга и других психотропных веществ.